Артикуляционная гимнастика. Почему это важно? Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей. Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем.
Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка.
К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат.
Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.
Полезные советы
Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:
Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.
Данное видео поможет родителям выполнять артикуляционную гимнастику дома с детьми.
Можно проводить с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи.
Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом.
Видеофрагмент занятия с учителем-логопедом "Вечер загадок", учитель-логопед Шаварская В.Ю.
учителя-логопеда Шаварской В.Ю., в рамках работы дистанционного консультативного пункта
Цель: развитие артикуляционной моторики детей в игровой форме.
Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику и мышцы артикуляционного аппарата.
2. Развивать общую и ручную моторику.
3. Развивать творческое мышление и воображение.
Пальчиковые игры - это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.
Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений, активизировать движения пальцев рук.